Проблема "одаренные дети" очень актуальна в наше время. Во многих
стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка
"талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной
задачей. Современному обществу нужны талантливые молодые люди, от которых будет
зависеть будущее страны. Этот факт находит свое подтверждение и в Послании
президента Федеральному собранию в Кремле, в котором главной стала тема
детства. "...не менее важно, какая молодежь будет жить в стране. 26
миллионов российских детей и подростков должны полноценно развиваться, стать
достойными гражданами"-. заявил президент. Забота о подрастающем поколении
– это задача номер один.
Условно можно выделить следующие категории
одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими
интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной
умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими
способностями.
3. Дети с высокими творческими
(художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими
(руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо
причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной
активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Жажда открытия, стремление проникнуть в
самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких
учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари
и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в
школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники,
помочь претворить в жизнь их планы и
мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Целенаправленная работа с одаренными детьми просто необходима хотя бы по
той простой причине, что не будет костра, если его не поддерживать. Любая
детская одаренность нуждается в развитии, поддержке, в деятельности. В современной
школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Хотя ,конечно, условия
нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не
способствуют развитию талантов. И всё же учитель должен верить , что каждый его
подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие
индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные
способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие
склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто
интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими
детьми можно проводить разную работу: проекты ,исследования и прочее. Ведь
конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше,
а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Чтобы идентифицировать одарённость, дадим ей чёткое определение, и отличим
её от таланта и гениальности. Одарённость - это высокий уровень развития
каких-либо способностей, создающих возможность успеха. Она может быть как
общая, так и специфическая.(Что понимаем под способностями и задатками?
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, которые
выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их
успешному осуществлению. Природными предпосылками способностей являются
задатки. Задатки- особенности памяти, восприятия, слуха.) Талант - высокий
уровень развития индивидуальных особенностей, обеспечивающий оригинальность и
новизну результатов. Гениальность - высший уровень развития индивидуальных
способностей, обеспечивший исторические и социально-значимые результаты. Как
показывает практика, семья одаренного ребенка – это благополучная семья,
которая имеет определенные жизненные ценности, традиции, свой уклад жизни, не
важно: полная она или неполная. Родители создают все условия для развития и
проявления одаренности своего ребенка. Именно родители, в первую очередь, берут
на себя ответственность вовремя уловить изменения в ребенке, чтобы правильно
планировать его деятельность, происходящие с возрастом изменения, его
мировоззрение. Они принимают его таким, какой он есть, уважают его чувства и
эмоции, стимулируют ответственность и независимость ребенка, поощряют его
самостоятельную работу. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его
способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего
использования таких способностей и для него самого, и для окружающих.
Одаренный ребенок обычно выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для них) в том или ином виде
деятельности, творчества. Нередко высокие результаты он проявляет сразу в
нескольких направлениях, увлекаясь порой несоединимыми вещами:
коллекционированием монет, изучением древних цивилизаций, грамматикой японского
языка, лоскутной мозаикой, конструированием вечного двигателя и т. д. И самое
интересное, что все происходит одновременно и независимо от пола. Родителям
необходимо в раннем возрасте распознать интересы своего ребёнка и помочь ему в
развитии своих способностей.
Очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву.
Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный
наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.
Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не
всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности -
каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Родительское открытие
одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и
готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую
озабоченность. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его
способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования
таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения
между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств и к
нему самому, и ко всему миру. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо
поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка
может в первую очередь семья, а потом уже школа. Задача семьи
состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача
школы – поддержать ребёнка и развить его способности
Сегодня уже понятно всем, что России нужны
интеллектуальные кадры. «Инновационную элиту» нужно выращивать. В последнее
время для поддержки и развития талантливых детей что-то начали делать: возрос
интерес к олимпиадам, всевозможным центрам развития, исследовательским работам
школьников, конкурсам и т.д., остро стоит вопрос мотивации ребят к учёбе (им
это должно быть интересной). В школах вводится профильное обучение. Многие учителя убеждены, что учить одаренных
детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и просто. Да,
работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и
простоты... Каждый из них – это лидер со своим внутренним миром,
мировоззрением, сложившейся самооценкой, своими интеллектуальными и творческими
возможностями. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества.
И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для
одаренных детей, я придерживаюсь мнения, что и классы, специально
подготовленные учителя, специальные учебники. В таких классах обязательно
должен работать профессиональный психолог.
В соответствии с внутригимназическим планом
работы в 4 неделю ноября проверялся вопрос работы.
За время
проверки посещено и проанализировано 14 уроков.
На высоком методическом уровне проведены
уроки математики (Магамедова П.М.),
русской литературы (Ибрагимова Т.В.), истории и обществознания (Магамедов
А.Д.),
начального
звена (Лечиева Х.А.), русского языка
(Войсуева Т.У.).
В работе учителей Магамедова П.М., Магамедов
А.Д, Р.Б.Накаева, Х.А. Лечиева следует отметить логичность, последовательность
и четкость действий. Используются частично- поисковый,
объяснительно-побуждающий, диалогический методы. Предлагаемые классу задания
носят творческий характер.
Например, на уроках математики
используются различные задания повышенной трудности: составление чайнвордов,
кроссвордов. Учитель Магамедова П.М работает индивидуально с каждым ребенком,
развивая у них нестандартное мышление, что в будущем поможет детям справляться
с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ, постоянно следит за осанкой.
Учитель
Х.А. Лечиева уже в 4-м классе использует на уроках олимпиадные задания, в целях
дифференциации обучения. А чего
стоит учебный кабинет! Это настоящий
храм науки, где уютно, чисто, комфортно, тепло. Так же уютно в кабинетах
учителей П.М. Магамедовой, Х.А.
Минкаиловой, семейной пары Войсуевых, в
кабинете физики Р.Р.Балатаевой
Эти
учителя используют разнообразные
формы и методы обучения, элементы новых педтехнологий, ИКТ, связь с жизнью. На всех
уроках постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки
программ. В работе используется тестирование, олимпиадные задания,
дополнительная литература. На уроках этих учителей
используются такие формы работ, как индивидуальные, коллективные,
самостоятельные работы. Используются приемы постановки информационных,
проблемных вопросов,. Атмосфера на
уроках доброжелательная.
Внешний вид учителей и учащихся удовлетворительный,
эстетика на хорошем уровне. Тон ведения урока ровный, речь правильная.
На хорошем уровне был проведен урок молодым учителем истории в 6 классе
Казакбековой Л.Х. На уроке,
интересно излагается изучаемый
материал. Умело используется наглядность. Анализируются творческие домашние
задания с элементами исследовательской деятельности.
На уроках физики и биологии (З.А.Сайгатова, З.А.Текиева, Р.Б. Накаева, Р.Р.Балатаева) часто
применяются информационные технологии. На уроках русского языка используются
активные формы работы.
На
уроках английского языка, информатики преобладали в основном традиционные способы
обучения.
Предметные олимпиады – это тоже одно из
направлений работы по выявлению развитию
способностей учащихся. В этом году хорошие результаты в районной олимпиаде
показали учащиеся по физической культуре: Развитие спортивных способностей –
главное направления для укрепления здоровья учащихся . Следует подчеркнуть
результативную работу учителей :
Ахматханов
С.А. 6 первых мест;
3
первых мест по чеченскому языку ( Войсуев Р.З., Товдарханова М.А.), 1 первое
место по чеченской литературе (Войсуев Р.З.), 1 первое место по русской
литературе (Шапианова З.М.), 1 первое место по химии (Накаева Р.Б.).
Работа с одаренными детьми не
ограничивается учебной деятельностью.
Учащиеся гимназии принимают участие и занимают призовые места в интеллектуальных конкурсах различного уровня и олимпиадах:
в интеллектуальных конкурсах «Умники и умницы» , «Четыре знатока» ;
в международных конкурсах-играх по информатике
и математике ("КИТ», «Кенгуру"), по русскому языку ("Русский
медвежонок") и по истории ("Золотое руно"); в спортивных играх
"Президентские состязания";
Особая роль в
развитии художественно-артистических способностей отводится
воспитательной работе.
В этом направлении прошло интересное
мероприятие, посвященное Дню матери, с
участием учащихся 7б, 8а, 11 классов, подготовленное учителями Т.У. Войсуевой, Р.З. Войсуевым.
Однако на отдельных
уроках тон учителя раздражительный, учащиеся
не умеют вести себя, вскакивают с мест, перебивают друг друга, домашнее задание
и комментария оценок после звонка или вообще отсутствует. Сознание ребенка
находится в стадии становления, и именно поэтому мы должны проследить за тем, чтобы творческий потенциал не был
растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой
молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно
самосовершенствоваться.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
заключается в следующем:
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности,
через индивидуальное обучение и воспитание; — включение в учебный план школы
факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы; —
формирование и развитие сети дополнительного образования; — организация
научно-исследовательской деятельности; — организация и участие в
интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах,
научно-практических конференция.
КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ ОДАРЕННОСТИ,
НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «
одаренность» были выделены следующие виды одаренности:
- общая интеллектуальная одаренность:
- творческая одаренность:
- спортивная одаренность:
Постановление:
Заслушав
выступления участников, педсовет
постановляет:
1.
Работу учителей
гимназии по развитию одаренных детей считать удовлетворительной.
1.1.Отметить
содержательную работу учителей по развитию одаренных гимназистов (Магамедова П.М.,
Магамедов А.Д, Р.Б.Накаева, Х.А. Лечиева, Т.У.Войсуева).
2.
Принять к сведению, что процветание общества будет
прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от
эффективности создания творческого пространства для развития всех
способностей детей, их творческих и
личностных возможностей.
3.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,
выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности
школы.
4.
Считать основными направлениями работы для
обеспечения самореализации и развития
всех способностей детей, их творческих и
личностных возможностей:
----диагностировать и выявлять одаренных детей не
только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей
страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в
общении с обыкновенными детьми
— создание для
ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и
воспитание;
— включение в
учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов
школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного
образования; — организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и
участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах,
научно-практических конференция;
--- указать родителям на
необходимость в раннем возрасте
распознать интересы своего ребёнка и
помочь ему в развитии своих
способностей;
---- нестандартные урок
— включение детей в исследовательскую
деятельность, самостоятельный поиск
истины,
—
работа с дополнительной литературой
— обдумывание
и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
—
предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
----разрабатывать педагогические технологии,
позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на
интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные
технологии: Интернет.
5.
Определить следующие виды одаренности:
- общая
интеллектуальная одаренность:
-
творческая одаренность:
-
спортивная одаренность:
6.
З/д
по ВВР М.С.Макшариповой усилить работу по проведению общеразвивающих мероприятий:
—
традиционные мероприятия вгимназии;
— предметные декады.
|